Одна из легенд Аршана гласит: когда на Земле настанет разруха, лишь в одном месте сохранится человеческая жизнь — у подножия Тункинских гольцов, в предгорье Восточных Саян, где столетие назад появился поселок Аршан. Откуда повелось это предание, не известно, равно как и то, верят ли в него местные жители. Впрочем, загадок у этих мест хватает. Одно не поддается сомнению: аршанская земля удивительна и уникальна, как и те люди, что живут здесь, посреди гор, водопадов и целебных источников, за чьей живительной силой сюда стремятся жители самых разных уголков планеты.
Нектар для страждущего человечества
Если верить другой легенде, то минеральные источники Аршана четыре столетия назад открыл охотник. Во время охоты он ранил лося и пошел за ним по его окровавленному следу. След этот вывел мужчину к источнику, из которого раненый зверь пил воду, после чего рана зажила. Охотник очень удивился и, вернувшись домой, рассказал людям о чуде, которому стал свидетелем.
Это легенда. Официальные же документы говорят, что минеральные источники в конце XIX века нашел охотник Терентий Чемезов из улуса Талый. О своей находке он рассказал священнику Тальской церкви Якову Чистохину. И уже тот сделал первое официальное сообщение об открытии целебных вод 19 августа 1894 года на заседании ученого совета Томского университета. «В районе Койморской инородческой управы в Тункинском инородческом ведомстве Иркутской губернии мной найден минеральный кисло-содово-железистый источник. Вода эта принесет несомненную пользу для страждущего человечества», — предрек он.
«Страждущее человечество» поверило в целебную силу источников, и земле этой дали название Аршан, что в переводе с бурятского означает «святая вода». Говорят также, что слово «аршан» происходит от санскритского «рашиани» — нектар, напиток богов.
Нескончаемой вереницей потянулись сюда люди из разных окрестностей и волостей, краев и губерний. Слава о живительной аршанской воде и целебном воздухе гор разнеслась повсюду, и сегодня к подножию Тункинских гольцов едут жители России и зарубежья. Однако самые частые гости — соседи, живущие в Приангарье. Многие из них считают Аршан иркутской землей, хотя поселок входит в состав Тункинского района Республики Бурятия. Однако есть в таком убеждении и доля правды. Долгое время Аршан был в границах Иркутской губернии, и только в 1923 году комиссия ВЦИК по определению границ Бурят-Монгольской республики и по разделу имущества между Прибайкальской, Забайкальской и Иркутской губернии с одной стороны, и Бурят-Монгольской Республикой — с другой стороны, постановила, что курорт Аршан подлежит передаче в распоряжение Наркомздрава Бурятской республики.
Мечта — быть отдыхающим
По официальным данным, население поселка Аршан составляет около трех тысяч человек, хотя фактически здесь проживает гораздо больше людей. Жители соседних районов едут в эти места за работой, которую найти нетрудно. Туристы посещают Аршан почти круглый год, и местные жители хорошо зарабатывают на этом. Сдают приезжим домики и комнаты, продают сувениры, украшения и прочие безделушки. Ходят в горы, где собирают целебные травы и сбывают туристам. Дети торгуют кедровыми орехами, а также пластиковыми стаканчиками и бутылками, в которые туристы набирают минеральную воду из источников. Деньги здесь делают на всем — была бы смекалка. Открывают кафе и столовые, которые в Аршане стоят почти на каждом углу. Несмотря на растущую конкуренцию, в посетителях дефицита нет. Более того, как признается местный житель, предприниматель Игорь Башинов, спрос здесь превышает предложение, как на жилье, так и на другие туристические услуги.
«Молодежь, конечно, уезжает из родных мест. Хотя в последнее время многие стали возвращаться, — рассказывает он. — Курортное место — здесь найдется, чем заняться. Причем это приносит хорошие деньги: за летний сезон средняя семья может позволить себе купить два автомобиля. Особых вложений и физических усилий не требуется — принимаешь семью, создаешь условия. Какую-то профессиональную этику здесь тоже не надо соблюдать: не нравится — уезжайте. Каждый чем-то зарабатывает, и все связано с туризмом».
Популярность этих мест и толпы приезжих накладывают свой отпечаток не только на территорию, но и на людей. По рассказам Игоря Башинова, в те годы, когда он был ребенком, в Аршан приезжала группа ученых, которые изучали феномен аршанских подростков. Местные дети на вопрос, кем они хотят стать, когда вырастут, говорили, что станут отдыхающими. В сознании детей сложилось впечатление, что есть такая профессия — отдыхающий, то есть человек, который беззаботно проводит время в отдыхе, развлечениях, прогулках по горам и водопадам. «Ребенку с детства кажется, что есть определенная категория людей, праздношатающихся. Можно ничего не делать, нигде не работать, а только отдыхать. Дети не понимают, что для этого нужно зарабатывать деньги», — говорит Игорь.
Сам он в детстве тоже мечтал стать отдыхающим. А стал предпринимателем и вместе с другими деятельными аршанцами развивает сферу услуг для туристов и местных жителей. «Время меняется, — размышляет Игорь. — Сейчас здесь стало много пришлых, которые бьют кулаком в грудь, называясь аршанскими. Коренных мало. Но народ здесь сплоченный. Люди приехали отовсюду и были вынуждены находить общий язык на новой для них земле, в новой культуре и более суровых условиях, ведь рядом горы. Здесь сформировалась своя культура, мировоззрение и отношение к жизни совсем другое».
Под защитой божеств
Заместитель главы администрации муниципального образования сельского поселения Аршан Надежда Анчикова — одна из немногих коренных аршанцев. Родилась и выросла в Аршане и уже 27 лет работает в местной администрации. Говорит, что таких же, как она, коренных, в поселке всего 5% от общего числа жителей. Все остальные — приезжие.
По ее словам, часть жителей работают в курорте «Аршан», другие — в санатории «Саяны». «Люди работают, не унывают, — рассказывает Надежда Анчикова. — Наш поселок в районе считается самым богатым, бюджет самодостаточный, живем только за счет собственных поступлений, без дотаций. Радует, что молодежь возвращается. Территория привлекательная, места популярные. Осенью этого года поселку будет 100 лет, готовимся к празднованию».
Недавно администрация взялась за строительство визитно-информационного бюро, куда туристы смогут обращаться за информацией о сдаче жилья. Группа местных жителей организовала туристическое бюро по обслуживанию водопадов, где любят бродить приезжие. С посетителей берут небольшую плату, а собранные деньги идут на благоустройство водопадов: ремонт лестниц, очистку территории от мусора, установку урн.
«Хотим сделать палаточный городок для туристов, ведь многие приезжают и живут в палатках, — рассказывает Анчикова. — Планируем организовать для туристов новый маршрут к горному озеру, которое находится рядом. Услуги нужно развивать».
Самое популярное место у туристов — водопады в ущелье реки Кынгырга. (Название реки переводится с бурятского языка как «барабан, бубен».) Одни говорят, что водопадов в ущелье около сорока, другие считают, что больше двенадцати. На что ни обрати внимание, всюду возникнет множество загадок и вопросов, ответы на которые даже местные не знают. Игорь Башинов считает, что виной тому — байки туристов и гидов-экскурсоводов, которые, желая привлечь внимание к территории, на пустом месте придумывают разные небылицы. «Многие названия нашим достопримечательностям придумали ушлые гиды и туристы. А ведь от этого страдает история целого народа», — сокрушается Игорь.
По вине туристов страдает не только история, но и местность, природа. Это можно заметить, если пройтись по берегу Кынгырги, в ту сторону, где горные тропки ведут к водопадам. Деревья на берегу сплошь увешаны разноцветными ленточками — подношениями местным духам от щедрых туристов. Люди привязывают к веткам ленты, бросают копейки в минеральные источники, не думая о том, для чего это нужно и что это влечет за собой.
«Традиция вывешивания даров в буддизме присутствует, и люди, наверное, считают, что тоже преподносят дар божествам, — рассказывает Игорь Башинов. — Но мы, местные, противники всего этого. С точки зрения буддистской этики такие подношения — нарушение всех религиозных правил: мелких духов нельзя так просто задабривать. Второй момент — в любом случае такое действо должно сопровождаться специальными ритуалами. Нельзя просто так бросать монеты и привязывать ленты на деревья, даже если ты это делаешь из чистых помыслов. К тому же — другое дело, если эти ленты куплены в дацане, освящены. А ведь люди отрывают лоскутки от одежды и думают, что это дар местным духам».
Старожилы Аршана говорят, что нельзя громко кричать возле источников, распивать спиртные напитки, сорить. Старики верят — так можно навлечь на себя гнев духов, живущих в этих священных местах. «Эта земля шаманская, — рассказывает Игорь. — Говорят, здесь обитают главные шаманские божества, под защитой которых находятся не только аршанцы, но жители иркутских земель».
Буддизм пришел в Аршан с юга — из Индии, Тибета. Тункинский район в Бурятии оказался самым последним, попавшим под влияние буддизма. (Даже этот факт делает особенным территорию и ее жителей.) В поселке есть два дацана, где, кроме местных жителей, любят бывать и туристы.
Истина в горах
Одних в Аршан приводит стремление заработать, а других — желание исцелиться от болезней. Местный климат, горный воздух, целебные травы и аршанская вода спасли немало людей, помогли им поправить здоровье. В эти места каждого человека привело что-то, чего он не смог обрести в других землях. Может еще и поэтому местные считают себя особенными, разительно отличающимися даже от соседей, которые живут в нескольких километрах от них. Быть может, причина тому — соседство с горами, где обитают божества?
Есть у Аршана легенда о горах, которая могла бы стать объяснением особенности людей, живущих у подножия Тункинских гольцов. Легенда эта о Пике любви — самой близкой к поселку вершине, которую любят покорять туристы. Второе название горы — Пик любви и смерти. Согласно легенде, в давние времена в одном улусе полюбили друг друга парень и девушка. Но старики сказали, что любовь их порочна, поскольку они находятся в тесном родстве, и браку между ними не бывать. Тогда решили влюбленные подняться в горы, чтобы поднести богам дары и попросить у них разрешения быть вместе. Долог и труден был их путь, и когда взошли они на вершину, то увидели, как прекрасна их земля, и иначе посмотрели на мир и друг на друга. Девушка, глядя на парня, увидела лицо другого мужчины — своего настоящего суженого. Парень, глядя на возлюбленную, не заметил былой красоты, а увидел лишь печаль своих родных о нем. Оба поняли, что горы показали им истину. С тех пор считается, что стоит смелому и отважному человеку подняться в эти горы, там он встретится с собой настоящим и по-другому посмотрит на мир.
Источник: сайт ИД «Восточная Сибирь», автор: Евгения Липина.
мне кажется, без машины фото было бы лучше
Фотография из первоисточника 🙂
выходит, особенность тункинцев в том, что они видят истину
Не факт, далеко не факт 🙂
но легенда гласит!)) ни разу, к сожалению, не была на Пике любви.. жаль.. может после этого стала бы лучше. еще лучше.