Как вы знаете, скоро Новый год по лунному календарю. В этот день многие граждане будут ходить в гости подносить пожилым людям хадаки.
Как написано в Википедии, хадак – ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов. Прежде всего это символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия, дружеского и радушного отношения и сострадания. Хадак это универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому случаю, такому как свадьба, похороны, рождение ребенка, окончание университета и так далее. О том как дарят хадак, как его держат писалось немало и поэтому я не буду говорить об этом. Хочется поделиться со своими слушателями о том как его использовали с древности, каких цветов бывает хадаки, из чего их делают, а также ознакомить вас с видами хадаков.
Хадаки бывают пяти цветов. Белый – символ чистоты и доброты. Его можно дарить на свадьбу и на похороны. Синий обозначает вечное синее небо. Такие хадаки дарят повсеместно и на любой случай, но с древности прежде всего преподносили Будде и другим божествам. Жёлтый хадак – символ плодородия, умножения и достатка. А также знания, веры. Его преподносят своим учителям в знак уважения и с просьбой стать учеником. Красный хадак является символом домашнего очага, а зелёный – роста и процветания.
Три вида таких хадаков используется больше всего при различных буддийских мероприятиях. Мы часто видим как Далай лама преподносит хадаки дипломатам, политических деятелям и другим гостям символизируя чистоту своих намерений и начало отношений. Хадак также часто используется как геральдический символ.
Длина хадаков разная. Но в большинстве случаев это 50 см. Бывают в том числе более длинные хадаки, их длина может составлять три метра. Такие хадаки большая редкость и используются только в редких случаях. В основном на них вытканы изображения буддийских божеств и узоры, а также тибетские буквы. Среди таких узоров особое место знамают “алхаа хээ”, что означает шаг, улзий или “узел счастья”, найман тахилга – “восемь буддийских ценностей”. Каждый хозяин старался непременно держать у себя дома хадаки всех пяти цветов.
Во времена социализма использование хадаков было ограниченным и только с с началом 90-ых годов его стали использовать повсеместно. Это привело к тому, что теперь хадаки можно увидеть даже вывешенными на мостах, деревьях. Такое положение дел вызывает нарекания со стороны буддийских ламов и особенно старых людей. Например Г.Дэмбэрэл вспоминает, что в детстве праздник цагаан сар или новый год по лунному календарю был самым ожидаемым праздником. Он выходил из дома с одним хадаком и повесив хадак за средний палец здоровался со всеми. Но если он подарил этот хадак семье в которой гостил, то хозяева в свою очередь обязаны были дарить ему хадак. Но при этом хадак не мог быть хуже подаренного гостем. Раньше они были признаком почета и поэтому был дорогим. А посему его использовали даже как денежный знак. Например, хадак аюуш ценился в одну корову. А более короткие одной овцой. Как говорит Дэмбэрэл это сейчас хадаки обесценились и пользуются лишь одним видом. Ведь ранее для оказания почета родителям, старшим или бурхану использовались разные виды. “Я даже боюсь как бы нынешние хадаки китайского производства молодежь не приняла за настоящие” сказал Дэмбэрэл.
Раньше старые люди использовали хадак для лечения различных болезней. “Когда я был маленьким мой отец, когда у него болела голова обвязывал этим хадаком голову. Но при этом использовал его очень редко. Еще использовались при температуре, или когда у только что родившей женщины опухала грудь. Тело обматывалось хадаком и болезнь отступала” говорит Дэмбэрэл.
С этого года в Монголии началось производство хадаков. Раньше в Тибете их готовили из шелка, хлопчато-бумажной ткани. Настоящий монгольский хадак отличается от хадаков например китайского производства. Это прежде всего материал, цвета и узоры на них. “Если настоящий сжечь хадак зола если можно так сказать получается нежная. Значит такой хадак приготовили из настоящего шелка. Да к тому же нынешние хадаки не подходящие по цвету. Они темно синего цвета. Монголы никогда не использовали такие хадаки. Такого цвета хадаки использовались при исполнении очень тяжелых буддийских мероприятий. Он должен небесно голубого цвета. Каким бывает небо,когда только всходит солнце – вот хадак и должен быть именно такого цвета” говорит лама Ариунболд.
Существует несколько видов хадаков.
Это Баранзад хадак, то есть это хадак почета. Используется при крупных государственных и религиозных обрядах. Да к тому же он самый длинный. Он украшен разными узорами символизирующими успех, благополучие, счастье и всеобщее благоденствие.
Малый хадак Аюуш – его использовали уже повсеместно. Он также был украшен узорами и с изображеним бурхана Авид. На нем он восседает на специальном сидении вместе со своими учениками и буддийскими атрибутами. К тому же над бурханом развевается мифическая птица хангаруди. Эта птица являлась символом силы, а бурхан Авид стабильности, счастья и всего хорошего на земле. А ваза с цветами символ оказания почета.
Большой хадак Аюуш — использовался также часто. В старинных рукописях говорится, что такой хадак преподносили дворянам, учителям, и в том числе родителям. На нем изображены узоры в виде дракона, сидение. Причем к сидению приставлен стол, за которым сидит бурхан Авид. Слева и справа от него сидят его многочисленные ученики. Над ним опять таки развевается птица хангаруди. Такой хадак символизировал силу, а также стабильность, счастье и всё хорошее на земле. А ученики вокруг бурхана вечное счастье и стабильность.
Хадак Соёмбо – в основном такой вид хадаков использовался только в государственных целях. На нем изображены цветы и узоры.А средли них изображен золотой соёмбо. Такой хадак сделали специально на заказ от Богдо гэгээна.
Хадак Даш – название тибетского происхождения. Используется для исполнения религиозных обычаев. Его можно было широко использовать и даже был разменной монетой. Он также по обычаю украшен цветами и узорами. Но на нем всегда были вытканы слова из мантры.
Хадак хийморь – на этом хадаке изображен бог, восседающий на ветре, спина которого украшена драгоценными металлами. В правом углу хадака изображен опять таки мифическая птица хангаруди. Эта птица держит в клюве змею. Считается, что такое изображение помогает в улучшении душевного состояния человека, ублажает природных духов. На левом же углу расположился дракон. Дракон символ воды и считается ученым. Также на таком хадаке изображен лев. А в другие углы хадака украшены узорами, рыбой и цветами.
Недавно в продажу поступили настоящие монгольские хадаки. Их изготовлением занимается компания «Соёмбо хадак». Производство таких хадаков начато благодаря долгим исследованиям.
Уважаемые радиослушатели мы рассказали вам о хадаках, используемых монголами издревле. С вами в студии (радио «Голос Монголии» — прим. А.) работала Бурэн. Спасибо за внимание и до следующей встречи.
Про то, что хадак использовался как денежный знак узнала только сейчас, интересно. вообще, такие познавательные моменты лучше держать где-нибудь недалеко в закладках, чтобы можно было при необходимости нырять и перечитывать. когда-то несколько лет назад я видела книгу о том, как нужно вести себя в дацане, что нужно делать, что можно и чего делать нельзя. Хотелось бы перечитать еще раз.
Да, я давно обсуждал с родителями необходимость подобных статей-ликбезов хотя бы для себя. Про поведение в дацанах очень хорошая мысль. Сделаю выжимку из интернета о правилах посещения буддийских храмов.
Предлагайте ещё темы.
Не тема, а скорее просто вопрос. Что нужно делать со старыми календарями из дацана с изображениями божеств- просто выбросить рука не поднимается. То же самое с изношенными оберегами для машины?..
Хорошие вопросы. Обязательно будет ответ в виде отдельной заметки 🙂
Что все-таки означают косички на голове у мальчиков и мужчин и как правильно их отращивать- слева, справа, на макушке?